Москаленский муниципальный район
Портал Правительства Омской области

Список МО > Администрация Москаленского муниципального района > Администрация Москаленского муниципального района > прокуратура

 

ПАМЯТКА ПО БЕЗОПАСНОМУ ПОЛЬЗОВАНИЮ ГАЗОМ В БЫТУ

ВАЖНО ПОМНИТЬ!
Согласно постановлению Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 "О противопожарном режиме" хранение баллонов с горючими газами в индивидуальных жилых домах, квартирах и жилых комнатах, а также на кухнях, путях эвакуации, лестничных клетках, в цокольных этажах, в подвальных и чердачных помещениях, на балконах и лоджиях запрещается!
Причин, по которой взрываются баллоны, несколько. Во-первых, граждане нередко используют старые, изношенные и не прошедшие освидетельствование газовые баллоны. Между тем, проверку необходимо делать раз в два года. Кроме того, не допускается заправлять баллоны на АГЗС, не имеющих специального оборудования.
Для безопасного использования газовых баллонов, необходимо:
— использовать только новые или прошедшие соответствующую своевременную проверку газовые баллоны;
— заправлять баллоны только на специализированных пунктах, предназначенных для наполнения бытовых баллонов, оборудованных весовой установкой, контрольными весами, обеспечивающими нормативную точность взвешивания, сосудом (баллоном) для слива газа из переполненных баллонов;
— не хранить газовые баллоны в жилых домах, квартирах, а также ни в коем случае не допускать нагрев корпуса баллона (воздействие отопительных приборов, открытого пламени, заноса в помещения температура воздуха в котором значительно выше температуры корпуса баллона и т. п.).

07.12.2017

«Прокуратура информирует»


Ежегодно 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией.
Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции является одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры.
Проверки органов прокуратуры показывают, что наибольшее количество нарушений законодательства о противодействии коррупции совершается при предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Вместе с тем, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) предусмотрена обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности предоставлять ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».
Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» установлены правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей доходу данного лица и его супруги (супруга) в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом (далее - контроль за расходами), а также определяет категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.
Неисполнение депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность вышеуказанной обязанности, является правонарушением, влекущее в установленном порядке освобождению от замещаемой (занимаемой) должности, увольнению с государственной или муниципальной службы.
Для лиц, принимающих по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, и (или) участвующим в подготовке таких решений, установлен запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, определяются категории лиц, в отношении которых устанавливается данный запрет, порядок осуществления проверки соблюдения указанными лицами данного запрета и меры ответственности за его нарушение.
В целях усиления контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции Указом Президента Российской Федерации от 19.09.2017 № 431 внесены изменения в некоторые акты Президента Российской Федерации.
Так, Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559, дополнено требованием предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера кадровыми службами федерального государственного органа в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции или в подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации, определяемое Правительством Российской Федерации, в течение 10 дней после окончания срока, предусмотренного для их представления в кадровую службу федерального государственного органа.
Внесены изменения в Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утверждённое Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065.
В частности, специально созданные подразделения в федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо определённые должностные лица кадровых служб, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в соответствии с новой редакцией подпункта «з» пункта 3 Положения обязаны осуществлять проверки, в том числе сведений в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений.
Уточнены сведения, которые должны содержаться в обращении гражданина о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации и (или) на выполнение в такой организации работы (оказание такой организации услуг) на условиях гражданско-правового договора, а также сроки представления соответствующих материалов председателю президиума и основания их продления.
Перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", расширен. В него включены руководители территориальных органов федеральных государственных органов, специально уполномоченные должностными лицами, указанными в пункте 3 настоящего перечня, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур, руководители главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации.
В форму справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" внесены изменения в части необходимости указания в ней серии и номера свидетельства о рождении несовершеннолетнего ребёнка, а также дату выдачи и орган, выдавший соответствующий документ.
Эта же справка дополнена разделом 7, в котором необходимо приводить сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчуждённых в течение отчётного периода в результате безвозмездной сделки.
Указанные изменения вступили в силу 19.09.2017.

10.01.2017

О НЕГАТИВНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ


Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 утверждены новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и определены дополнительные коэффициенты.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.
Ставки установлены за 1 тонну загрязняющих веществ (отходов производства и потребления) на 2016 - 2018 годы и включают ставки за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, за сбросы в водные объекты, а также ставки платы за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.
Утвержденные ставки и установленный дополнительный коэффициент к ним применяются при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду с 1 января 2016 года.


20.01.2017

ЛЕГКИЙ КРЕДИТ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ТЯЖЕЛЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ

В последние годы в стране увеличилось количество уголовных дел, связанных с преступлениями в сфере кредитования. Уголовный кодекс Российской Федерации содержит статью 159.1, которая предусматривает уголовную ответственность за мошенничество, то есть хищение денежных средств заёмщиком путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных и (или) недостоверных сведений.
Как показывает практика, микрофинансовые организации не утруждают себя работой по проверке сведений, предоставленных гражданами при обращении за получением кредита и готовы его выдать любому обратившемуся человеку – достаточно иметь при себе личный паспорт. Это при том, что законодательством прямо предусмотрено их право требовать у заёмщика предоставления подтверждающих документов. На самом же деле проверка достоверности представленных заёмщиком сведений, как обычно, начинается с момента непоступления очередных платежей.
Во всех практически случаях граждане, обратившиеся в микрофинансовую организацию за предоставлением микрозайма, не знали о порядке осуществления их деятельности, о правилах, порядке и условиях предоставления микрозаймов, о своих правах и обязанностях, правах и обязанностях кредитной организации.
Все эти вопросы регламентированы положениями Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». К примеру, основные условия предоставления микрозаймов микрофинансовыми организациями предусмотрены в ст. 8 Федерального закона.
В соответствии с нею микрозаймы предоставляются микрофинансовой организацией в валюте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании договора микрозайма.
Порядок и условия предоставления микрозаймов устанавливаются микрофинансовой организацией в правилах предоставления микрозаймов, утверждаемых органом управления микрофинансовой организации.
Правила предоставления микрозаймов должны быть доступны всем лицам для ознакомления и содержать основные условия предоставления микрозаймов, в том числе в обязательном порядке должны содержать следующие сведения:
1) порядок подачи заявки на предоставление микрозайма и порядок ее рассмотрения;
2) порядок заключения договора микрозайма и порядок предоставления заемщику графика платежей;
3) иные условия, установленные внутренними документами микрофинансовой организации и не являющиеся условиями договора микрозайма.
Правилами предоставления микрозаймов не могут устанавливаться условия, определяющие права и обязанности сторон по договору микрозайма. В случае установления в правилах предоставления микрозаймов условий, противоречащих условиям договора микрозайма, заключенного с заемщиком, применяются положения договора микрозайма.
Основные права и обязанности микрофинансовой организации определены в ст. 9 Федерального закона. Из всего объёма этих прав и обязанностей Вам необходимо знать следующее.
Микрофинансовая организация вправе запрашивать у лица, подавшего заявление на предоставление микрозайма, документы и сведения, необходимые для решения вопроса о предоставлении микрозайма и исполнения обязательств по договору микрозайма, в порядке и на условиях, которые установлены правилами предоставления микрозаймов, мотивированно отказаться от заключения договора микрозайма.
Микрофинансовая организация обязана предоставить лицу, подавшему заявление на предоставление микрозайма, полную и достоверную информацию о порядке и об условиях предоставления микрозайма, о его правах и обязанностях, связанных с получением микрозайма; проинформировать лицо, подавшее заявление на предоставление микрозайма, до получения им микрозайма об условиях договора микрозайма, о возможности и порядке изменения его условий по инициативе микрофинансовой организации и заемщика, о перечне и размере всех платежей, связанных с получением, обслуживанием и возвратом микрозайма, а также с нарушением условий договора микрозайма; гарантировать соблюдение тайны об операциях своих заемщиков.
Основные права и обязанности лица, подавшего заявление на предоставление микрозайма в микрофинансовой организации, установлены в ст. 10 Федерального закона.
Данное лицо вправе знакомиться с правилами предоставления микрозаймов, утвержденными микрофинансовой организацией; получать полную и достоверную информацию о порядке и об условиях предоставления микрозайма, включая информацию о всех платежах, связанных с получением, обслуживанием и возвратом микрозайма.
Данное же лицо обязано представлять документы и сведения, запрашиваемые микрофинансовой организацией, в том числе необходимые для исполнения микрофинансовой организацией требований, установленных федеральными законами.
Федеральным законом установлены ограничения деятельности микрофинансовой организации, перечень которых содержится в ст. 12 Федерального закона. Из этого перечня, следует знать о том, что микрофинансовая организация не вправе:
1) в одностороннем порядке увеличивать размер процентных ставок и (или) изменять порядок их определения по договорам микрозайма, сокращать срок их действия, увеличивать или устанавливать комиссионное вознаграждение этих договоров с клиентами - физическими лицами;
2) применять к заемщику, являющемуся физическим лицом, в том числе к индивидуальному предпринимателю, досрочно полностью или частично возвратившему микрофинансовой организации сумму микрозайма и предварительно письменно уведомившему о таком намерении микрофинансовую организацию не менее чем за десять календарных дней, штрафные санкции за досрочный возврат микрозайма;
3) начислять заемщику - физическому лицу проценты и иные платежи по договору потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает одного года, за исключением неустойки (штрафа, пени) и платежей за услуги, оказываемые заемщику за отдельную плату, в случае, если сумма начисленных по договору процентов и иных платежей достигнет четырехкратного размера суммы займа. Условие, содержащее данный запрет, должно быть указано микрофинансовой организацией на первой странице договора потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает одного года, перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского займа.
Зная обо всём этом, всё же будьте осторожны – лёгкий кредит не всегда разумный выход из положения. Он может привести к тяжёлым последствиям.


15.01.2017

Уголовный кодекс Российской Федерации пополнился новыми составами преступлений, связанных с терроризмом.
Создание террористического сообщества наказывается лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет; а за участие в террористическом сообществе предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
С 20 июля 2016 года за ряд преступлений, связанных с террористической деятельность, а именно: совершение террористического акта (ст. 205), прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (статья 205.3), участие в террористическом сообществе (часть вторая статьи 205.4), участие в деятельности террористической организации - уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Вместе с тем, законодателем установлено, что лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.
По фактам совершения преступлений террористического характера можно обратиться в органы прокуратуры, следственного комитета, внутренних дел, федеральной службы безопасности.

01.02.2017

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПРОКУРОРА

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор при осуществлении проверочных мероприятий вправе требовать от руководителей и других должностных лиц организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, при этом требования прокурора в силу ст. 6 ФЗ «О прокуратуре РФ» являются обязательными к исполнению и представляются по требованию прокурора безвозмездно.
Ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, предусмотрена ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: на граждан налагается административный штраф в размере от 1000 до 1500 рублей, на должностных лиц – от 2000 до 3000 рублей либо дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года.


01.03.2017

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИМВОЛОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Согласно ч.1 ст.70 Конституции РФ Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральными конституционными законами.
Так, Федеральным конституционным законом от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» определен перечень бланков, на которых помещается Государственный герб РФ.
Государственный герб РФ воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина, на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти, органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния, а также на других документах в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Закон определяет органы (организации), на печатях которых помещается Государственный герб РФ.
Размещение Государственного герба РФ на документах (печатях), не предусмотренных в законе, не допускается.
Федеральным конституционным законом от 25.12.2000 № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» установлен перечень случаев использования Государственного гимна РФ, а также запрет на использование гимна в случаях, не предусмотренным законодательством.
Статьей 17.10 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка официального использования Государственного флага РФ, Государственного герба РФ или Государственного гимна РФ. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей. Дела об административных правонарушениях указанной категории рассматривают суды.
Надругательство над Государственным гербом РФ влечет уголовную ответственность по ст. 329 УК РФ, наказывается это деяние ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.


31.03.2017

О ПРЕДЪЯВЛЕНИИ ИСКА К ОСУЖДЕННОМУ

В соответствии со статьей 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Согласно статье 2 закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», место жительства – жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Указанной выше статьей закона также предусмотрено, что учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы – является местом пребывания. Частью 1 статьи 81.1. Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в исправительных учреждениях обязанность по регистрации и снятию с регистрационного учета по месту пребывания осужденных к лишению свободы возложена на администрацию исправительного учреждения. В соответствии с частью 1 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иск к ответчику, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть предъявлен в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации. Следовательно, в случае обращения с иском к осужденному, отбывающему наказание в местах лишение свободы, он подается в суд не по месту нахождения учреждения уголовно-исполнительной системы, в котором осужденный отбывает наказание, а по последнему известному месту жительства осужденного.


25.04.2017
ЭКСТРЕМИЗМ – УГРОЗА МИРУ И СПОКОЙСТВИЮ

Экстремизм – это приверженность к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности, которая выражается в различных формах, начиная от проявлений, не выходящих за конституционные рамки, и заканчивая такими острыми и общественно опасными формами, как провокация беспорядков, гражданское неповиновение, мятеж, повстанческая деятельность, террористические акции.
Проявления экстремизма могут быть во всех сферах общественной жизни: политике, межнациональных и межконфессиональных отношениях, культуре и т.д.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114 – ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, являются одной из составляющей понятия «экстремистская деятельность», запрещенной в Российской Федерации.
Законодательством РФ предусмотрена уголовная и административная ответственность за экстремистскую деятельность.
За пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики или сходной с ней атрибутики или символики ч.1 ст.20.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для граждан в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения. Аналогичное наказание предусмотрено ст. 20.29 КоАП РФ за производство и распространение экстремистских материалов.
Нацистская атрибутика и символика могут включать в себя знамена, значки, атрибуты униформы, иные отличительные знаки, приветствия и приветственные жесты, использовавшиеся организациями, признанными преступными, а также воспроизведение перечисленных элементов атрибутики и символики в любой форме. При этом решение о признании той или иной атрибутики и символики нацистской или сходной с ней до степени смешения принимается судом, в том числе на основании заключения эксперта.
За публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности ответственность предусмотрена ст. 280 Уголовного кодекса РФ в виде лишения свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

 

05.05.2017

ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Приказом Минтруда России от 25.02.2016 N 76н утверждены Правила по охране труда в сельском хозяйстве, которые вступили в силу с 01.07.2016 года.
Понятие требований охраны труда закреплено в ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), как государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
В соответствии со статьей 211 ТК РФ, государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Так, Правила по охране труда в сельском хозяйстве (далее - Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении основных производственных процессов по возделыванию, уборке и послеуборочной обработке продукции растениеводства, содержанию и уходу за сельскохозяйственными животными и птицей, мелиоративных работ и работ по очистке сточных вод производства и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (далее - сельскохозяйственные работы).
Требования Правил обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), осуществляющими сельскохозяйственные работы.
Работодателем должна быть организована разработка инструкций по охране труда для профессий и видов выполняемых работ, которые утверждаются локальными нормативными актами работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа, а также технологических документов на производственные процессы (работы).
При проведении работ, связанных с воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, работодатель обязан принять меры по их исключению или снижению до допустимого уровня воздействия, установленного требованиями охраны труда.
Работодатели вправе устанавливать требования безопасности при осуществлении с/х работ, улучшающие условия труда работников.


01.06.2017

Педагогические работники должны осуществлять наблюдение за состоянием здоровья обучающихся и уметь оказывать первую помощь
В полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования (статья 6 Закона) включено право организации предоставления дополнительного образования детей.
Часть 1 ст. 41 Закона (Охрана здоровья обучающихся) дополнена пунктом 11 следующего содержания.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Часть 3 указанной статьи изложена в иной редакции.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов РФ, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.
Измененный пункт 1 части 4 ст. 41 обязывает организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ обеспечить наблюдение за состоянием здоровья обучающихся


15.06.2017

ОБ УВЕЛИЧЕНИИ МРОТ

Федеральным законом от 19.12.2016 N 460-ФЗ внесены изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".
Так, согласно ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.
В связи с внесенными изменениями с 1 июля 2017 года минимальный размер оплаты труда будет составлять 7 800 рублей в месяц. Ранее минимальный размер оплаты труда с 01.07.2016 составлял 7 500 рублей в месяц.

 

30.08.2016
Противодействие терроризму

 

В последние годы одним из важнейших направлений деятельности правовых органов государства стала борьба с новой реакционной силой, определяемой как международный и внутренний терроризм.
Противодействие этой угрозе составляет одну из стратегических задач обеспечения безопасности страны. Развязанные в 1999 году международными террористами военные действия в Чечне и Дагестане, террористические акты, направленные исключительно против гражданского населения Российской Федерации (Буйнакск, Волгодонск, московские дома на улице Гурьянова и на Каширском шоссе), захват заложников в школе № 1 города Беслана(Северная Осетия), совершённый террористами утром 1 сентября 2004, грубой, жестокой реальностью вошли и в нашу жизнь. И гражданское общество нашей страны было к этому абсолютно не готово.
Суть терроризма – насилие с целью устрашения. Субъект террористического насилия – отдельные лица или неправительственные организации. Объект насилия – власть в лице отдельных государственных служащих или общество в лице отдельных граждан (в том числе иностранцев, или госслужащих иных государств). Кроме того – частное и государственное имущество, инфраструктуры, системы жизнеобеспечения. Цель насилия – добиться желательного для террористов развития событий – революции, дестабилизации общества, развязывания войны с иностранным государством, обретения независимости некоторой территорией, падения престижа власти, политических уступок со стороны власти и т.д.
Обязательное условие терроризма – резонанс террористической акции в обществе. Терроризм принципиально декларативен. Широкое распространение информации о теракте, превращение его в наиболее обсуждаемое событие представляет собой ключевой элемент тактики терроризма. Оставшийся незамеченным или засекреченный теракт утрачивает всякий смысл.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним определены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление террористической и экстремистской деятельности.
В отношении таких общественных и религиозных объединений выносится решение о приостановлении деятельности. За невыполнение указанного решения и продолжения осуществления деятельности наступает административная ответственность в соответствии с требованиями ст. 20.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В отдельных случаях судом принимается решение о ликвидации и запрете деятельности в связи с осуществлением экстремизма. За организацию деятельности общественных или религиозных объединений, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете предусмотрена уголовная ответственность по ст. 282.2 УК РФ.
За публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма предусмотрена уголовная ответственность по ст.205.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
С 14.11.2013 ответственность за преступления террористической направленности усилена.
Предусмотрено возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта, за счет средств террориста, а также за счет средств его родственников и близких лиц, если есть достаточные основания полагать, что деньги и иное имущество получены в результате террористической деятельности.
Более того, Уголовный кодекс Российской Федерации пополнился новыми составами преступлений, связанных с терроризмом.
Так, установлена уголовная ответственность за прохождение обучения террористической деятельности, организацию террористического сообщества и организацию деятельности террористической организации (статьи 205.3, 205.4, 205.5 УК РФ).
Создание террористического сообщества наказывается лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет; а за участие в террористическом сообществе предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
с 20 июля 2016 года за ряд преступлений, связанных с террористической деятельность, а именно: совершение террористического акта (ст. 205), прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (статья 205.3), участие в террористическом сообществе (часть вторая статьи 205.4), участие в деятельности террористической организации - уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Вместе с тем, законодателем установлено, что лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.
По фактам совершения преступлений террористического характера можно обратиться в органы прокуратуры, следственного комитета, внутренних дел, федеральной службы безопасности.

 

02.06.2016
О привлечении к ответственности за коррупцию


Письмом Минтруда России от 13.11.2015 N 18-2/10/П-7073 "О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения" разъяснены некоторые критерии привлечения госслужащих к ответственности за коррупционные правонарушения.
Сообщается, в частности, что ошибки в справке о доходах из-за допущенных государственным органом в выданных госслужащему документах неточностей не являются коррупционным проступком.
Также не образует коррупционного проступка и не влечет применения взысканий:
неисполнение обязанности вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, которые объективно препятствуют представлению сведений о доходах, расходах в установленный срок или получению документов, необходимых для достоверного и полного отражения данных сведений, соблюдению иного запрета или обязанности;
заполнение служащим справки в ином, не общепринятом, орфографическом порядке, при котором сохраняется смысловое содержание данных в справке, либо когда заполнены разделы, графы справки, не подлежащие заполнению;
представление служащим в установленный срок уточненных и достоверных сведений о доходах и имуществе, при условии, что служащий самостоятельно обнаружил в представленных им справках не отраженные или не полностью отраженные сведения.
При определении конкретного вида взыскания, которое подлежит применению, должны учитываться следующие критерии:
характер и тяжесть совершенного нарушения;
обстоятельства, при которых совершено нарушение;
соблюдение служащим других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.
При определении взыскания следует учитывать отягчающие и смягчающие обстоятельства совершения соответствующего нарушения требований законодательства о противодействии коррупции.
В приложениях к Письму приведены примерные перечни ситуаций, которые могут быть расценены как значительные проступки (влекущие увольнение государственного (муниципального) служащего в связи с утратой доверия), малозначительные проступки, несущественные проступки.

 

20.05.2016
О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания


С 22 декабря 2015 года действует постановление Пленума Верховного Суда РФ N 58 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания".
В связи с изменением УК РФ и УПК РФ даны новые разъяснения по назначению уголовного наказания. По части основных моментов указания в подавляющем большинстве совпадают с тем, что уже говорилось ранее.
Например, как и ранее, поясняется, что данные о наличии погашенных или снятых судимостей не учитываются в качестве отрицательно характеризующих личность подсудимого.
Отдельно разобраны нюансы, которые следует учитывать при назначении каждого из видов наказаний, предусмотренных УК РФ (кроме принудительных работ; ареста, пожизненного лишения свободы; смертной казни). В частности, относительно лишения права заниматься определенной деятельностью поясняется, что такой запрет может касаться как профессиональной, так и иной деятельности.
Причем судам рекомендовано оценивать целесообразность назначения такого наказания в качестве дополнительного в случае, если соответствующая деятельность лица связана с его единственной профессией.
Приведены правила, которые должны соблюдаться при исчислении сроков наказания в определенных случаях. Речь идет о назначении наказания, более мягкого, чем предусмотрено санкцией статьи; при наличии смягчающих обстоятельств; при вердикте присяжных заседателей о снисхождении; за неоконченное преступление; при рецидиве.
Выделены тонкости, которые надо учитывать относительно обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание. Так, согласно поправкам к УК РФ с 01.11.2013 совершение преступления в состоянии опьянения (как алкогольного, так и наркотического) может расцениваться как обстоятельство, отягчающее наказание.
В связи с этим разъясняется, что совершение преступления в подобном состоянии - само по себе еще не основание для вывода о наличии отягчающего обстоятельства.
Для этого суд должен принять во внимание характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения, влияние состояния опьянения на поведение лица, а также личность виновного.
Отмечены некоторые особенности, которые надо учитывать при назначении наказания по совокупности преступлений и по совокупности приговоров, при назначении дополнительного наказания и при применении условного осуждения.
Прежние разъяснения по аналогичным вопросам признаны утратившими силу.
 

29.04.2016
О социальной защите инвалидов


Федеральным законом от 29.12.2015 N 399-ФЗ внесены изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
За субъектами РФ закреплено право предоставления компенсации расходов по уплате взноса на капремонт для отдельных категорий пенсионеров.
Законом субъекта РФ может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капремонт, рассчитанного исходя из минимального размера такого взноса на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, - в размере 50 процентов, 80 лет, - в размере 100 процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, - в размере 50 процентов, 80 лет, - в размере 100 процентов.
Кроме того, в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закреплено, что инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капремонт, но не более 50 процентов взноса, рассчитанного исходя из минимального размера такого взноса на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

 

07.04.2016
Уголовная ответственность за побои


Побои в отечественном уголовном праве - это уголовное преступление, ответственность за которое предусмотрена ст. 116 УК РФ.
Уголовные дела по факту нанесения побоев в соответствии с ч.2 ст.20 УПК РФ возбуждаются только по заявлению потерпевшего, так как производство по уголовным делам данной категории осуществляется в порядке частного обвинения, в случае примирения потерпевшего с обвиняемым подлежат прекращению.
Объективная сторона данного преступления может быть выражена в двух формах:
- нанесение собственно побоев;
- совершение иных насильственных действий, причиняющих физическую боль.
Под побоями понимаются удары ( не менее двух), наносимые руками, ногами или с использованием других предметов. Иные действия, причиняющие физическую боль, могут носить различный характер, такие как щипание, дергание за волосы и т.п., то есть все, что болезненно, но безопасно для здоровья. На практике побоями признаются действия, не причинившие никаких телесных повреждений (в таком случае факт нанесения побоев устанавливается на основе свидетельских показаний или иных доказательств) либо причинивших незначительные телесные повреждения, такие как ссадины, кровоподтеки, царапины и т.д.
Деяние окончено с момента нанесения второго из ударов либо совершения иных действий, направленных на причинение физической боли.
Ответственность за совершение данного преступления наступает с 16 лет.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом: виновное лицо желает нанести удары потерпевшему или причинить ему физическую боль иным образом и осознает общественную опасность таких действий.
За совершение преступления законом установлена ответственность в виде штрафа в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев.
Квалифицированный состав данного преступления предусмотрен ч.2 ст. 116 УК РФ и усиливает ответственность за совершение данного преступления из хулиганских побуждений или по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Санкция ч.2 ст. 116 УК РФ также носит альтернативный характер и предусматривает назначение следующих наказаний: обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет.

 

31.03.2016
Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

 


Опасность этого преступления состоит в попытках нарушения нормальной деятельности учреждений, органов государственной власти, организаций, отвлечения значительных сил и средств правоохранительных органов, причинения вреда интересам конкретных граждан.
Преступлением являются только заведомо ложные сообщения о готовящемся акте терроризма (взрыве, заминировании, поджоге, иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба), адресованные как органам государственной власти, так и любым физическим или юридическим лицам либо их представителям. При этом не имеют значения для привлечения к уголовной ответственности по указанной норме Уголовного кодекса Российской Федерации способы сообщения заведомо ложных сведений.
Мотив действий может быть любым, например хулиганство, личная месть, желание проверить работу правоохранительных органов, стремление отвлечь ложным звонком внимание от действительно готовящегося акта терроризма, желание парализовать работу учебного заведения и т.д.
Уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма наступает с 14-летнего возраста и предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до трех лет, при этом на основании судебного решения подлежат возмещению все затраты и весь ущерб, причиненный такими противоправными действиями. То же деяние, повлекшее причинение крупного ущерба либо наступление иных тяжких последствий наказывается лишением свободы сроком до пяти лет.
 

16.03.2016
Увольнение за хищение по месту работы


Хищение чужого имущества может стать поводом не только к возбуждению уголовного дела или привлечению к административной ответственности, но и послужить причиной увольнения по инициативе работодателя, если хищение было совершено по месту работы.
Так, совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения является самостоятельным основанием для расторжения трудового договора по подп. "г" п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
Между тем, в соответствии с положениями указанной статьи, совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения должно быть установлено вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Уволить по данной статье работника только на том основании, что имеется, например, служебная записка или рапорт начальника службы безопасности о попытке выноса с предприятия какого-либо имущества не удастся. Сам работодатель факт совершения конкретным работником соответствующего противоправного действия устанавливать не вправе.
Так, ответственность за мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты установлена ст. 7.27 КоАП РФ. Согласно ст. 23.1 КоАП РФ органом полномочным рассматривать дела об административном правонарушении предусмотренным ст. 7.27 КоАП РФ является суд.
В свою очередь в качестве чужого имущества следует расценивать любое имущество, не принадлежащее работнику, в частности имущество, принадлежащее работодателю, другим работникам, а также лицам, не являющимся работниками данной организации.
Но даже установленный факт кражи не является безусловным основанием для увольнения. В случае обжалования действий работодателя в судебном порядке работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
Если же в результате хищения работник был осужден к наказанию, предусматривающему лишение свободы, увольнение осуществляется не по п.п. "г" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, а по п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ - осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу.
 

29.02.2016
Новые цели на использование средств материнского капитала


Федеральным законом от 28 ноября 2015  N 348-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Установлена возможность семьям, имеющим детей-инвалидов, распорядиться средствами маткапитала на приобретение товаров и услуг для соцадаптации и интеграции в общество детей-инвалидов посредством компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг, рекомендованных ребенку-инвалиду индивидуальной программой реабилитации.
Это распространяется как на родного ребенка, так и на усыновленных детей независимо от очередности рождения (усыновления).
Приобретение таких товаров можно будет подтверждать договором купли-продажи, договором об оказании услуг, товарным и кассовым чеками, иными документами об оплате. Наличие товара подтверждается актом проверки, составленным органом соцзащиты населения по месту жительства ребенка-инвалида.
Правила направления средств на приобретение вышеуказанных товаров и услуг, а также их перечень устанавливаются Правительством РФ.

 

03.02.2016
Возмещение вреда, причиненного несовершеннолетними


Гражданским законодательством установлены основания ответственности за причинение вреда.
Так, по общему правилу вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Однако, данное правило не является единым для всех случаев причинения вреда.
Законом предусмотрены и отдельные основания ответственности за причинение вреда, в частности, когда вред причинен несовершеннолетними.
Согласно ст. 1073 ГК РФ за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.
Если малолетний гражданин, оставшийся без попечения родителей, был помещен под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации), эта организация обязана возместить вред, причиненный малолетним гражданином, если не докажет, что вред возник не по ее вине.
Если малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, медицинской организации или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор над ним на основании договора, эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора.
Обязанность родителей (усыновителей), опекунов, образовательных, медицинских организаций или иных организаций по возмещению вреда, причиненного малолетним, не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда.
Если родители (усыновители), опекуны либо другие граждане, указанные в пункте 3 настоящей статьи, умерли или не имеют достаточных средств для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, а сам причинитель вреда, ставший полностью дееспособным, обладает такими средствами, суд с учетом имущественного положения потерпевшего и причинителя вреда, а также других обстоятельств вправе принять решение о возмещении вреда полностью или частично за счет самого причинителя вреда.
В соответствии со ст. 1074 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях.
В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.
Если несовершеннолетний гражданин в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, оставшийся без попечения родителей, был помещен под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации), эта организация обязана возместить вред полностью или в недостающей части, если не докажет, что вред возник не по ее вине.
Обязанность родителей (усыновителей), попечителя и соответствующей организации по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.
На родителя, лишенного родительских прав, суд может возложить ответственность за вред, причиненный его несовершеннолетним ребенком в течение трех лет после лишения родителя родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей (ст. 1075 ГК РФ).

 

28.01.2016
О видах уголовного преследования


Прокуратура разъясняет, что уголовное преследование, в том числе обвинение в суде, может осуществляться в публичном, частно-публичном и частном порядке в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления.
В частном порядке может осуществляться уголовное преследование за совершение только двух преступлений: умышленное причинение легкого вреда здоровью (ч.1 ст.115 УК РФ) и побои (ч.1 ст.116 УК РФ). Уголовные дела частного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя. До момента удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора они могут быть прекращены в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым.
По уголовным делам частного обвинения потерпевший вправе не только участвовать в уголовном преследовании обвиняемого, но и выдвигать и поддерживать обвинение в порядке, установленном УПК РФ. Фактически, если пострадавший от преступления намерен и способен самостоятельно изобличить своего обидчика и добиться его справедливого наказания и возмещения причиненного преступлением вреда, то уголовное дело минует стадию предварительного расследования. Все производство по делам данной категории от принятия заявления от потерпевшего до постановления приговора осуществляется мировым судьей.
В частно-публичном порядке осуществляется уголовное преследование за совершение изнасилования (ч.1 ст.131 УК РФ), насильственных действий сексуального характера (ч.1 ст.132 УК РФ), нарушение неприкосновенности частной жизни (ч.1 ст.137 УК РФ), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ч.1 ст.138 УК РФ), нарушение неприкосновенности жилища (ч.1 ст.139 УК РФ), необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющее детей в возрасте до трех лет (ст.145 УК РФ), нарушение авторских и смежных прав (ч.1 ст.146 УК РФ), нарушение изобретательских и патентных прав (ч.1 ст.147 УК РФ), а также уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 159 - 159.6, 160, 165 УК РФ, если они совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности или членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случаев, если преступлением причинен вред интересам государственного или муниципального унитарного предприятия, государственной корпорации, государственной компании, коммерческой организации с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования либо если предметом преступления явилось государственное или муниципальное имущество.
Уголовные дела частно-публичного обвинения возбуждаются также только по заявлению потерпевшего или его законного представителя, однако прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных ст.25 УПК РФ. Данная статья предусматривает возможность прекращения уголовного дела в отношении лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении впервые преступления небольшой или средней тяжести в случае, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред. Уголовное дело в данном случае вправе прекратить суд, следователь с согласия руководителя следственного органа, дознаватель с согласия прокурора, на основании соответствующего заявления потерпевшего или его законного представителя. То есть уголовное преследование по делам данной категории начинается только по воле потерпевшего или его законного представителя, но в дальнейшем осуществляется вне зависимости от его волеизъявления.
Уголовные дела частного и частно-публичного обвинения в силу ч.4 ст.20 УПК РФ могут быть возбуждены и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя руководителем следственного органа, следователем, дознавателем с согласия прокурора, если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам (включая случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны) не может защищать свои права и законные интересы. По таким уголовным делам уголовное преследование может начинаться и осуществляться независимо от волеизъявления потерпевшего.
Все остальные уголовные дела считаются уголовными делами публичного обвинения, а уголовное преследование по ним носит публичный характер, осуществляется органами государства и от имени государства. При осуществлении уголовного преследования по делам публичного обвинения первостепенное значение имеют интересы не столько конкретного потерпевшего, сколько всего общества, уголовное преследование осуществляется во имя справедливости и в целях предупреждения повторного совершения аналогичных преступлений в будущем как тем же лицом, так и другими лицами.

 

15.01.2016
О защите прав детей


Органы прокуратуры Российской Федерации в своей повседневной деятельности по организации надзора придают приоритетное значение надзору за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. В организационном плане важное значение имеет взаимодействие прокуратуры и средств массовой информации, в связи с чем полагаю необходимым разъяснить, что в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; имеет право на свободу мысли, совести и религии.
Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Кроме того, дети, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения или которые в их собственных наилучших интересах не могут оставаться в таком окружении, имеют право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Также неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Исходя из ч. 4 ст. 43 Конституции, основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Также хотелось бы отметить особенности, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства.
У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей.
Орган опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей, в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, либо при необходимости исходя из интересов подопечных может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных.
В случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем, родители могут подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя.
Права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством. Права и обязанности опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных определяются семейным законодательством.
Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.
Попечитель может выступать в качестве законного представителя своего подопечного в случаях, предусмотренных федеральным законом. Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
При осуществлении своих прав и обязанностей опекуны и попечители имеют право на оказание им содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи. Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.
Кроме того, к полномочиям органов опеки и попечительства в числе прочих относится оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.
По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Также полагаю необходимым разъяснить права детей-инвалидов и их семей.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
При постановке на учет для улучшения жилищных условий инвалидов учитывается их право на дополнительную жилую площадь.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и по другим основаниям, установленным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется:
- по месту жительства - специально уполномоченным органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом;
- по месту работы - на предприятиях, в учреждениях и других организациях, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, могут состоять на учете для улучшения жилищных условий одновременно по месту работы и по месту жительства.
Жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, занимаемые ими жилые помещения могут быть заменены на другие равноценные жилые помещения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (переселение с верхних этажей домов на нижние, приближение к месту жительства родных, близких и т.п.).
При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому.
Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных действующим законодательством.
 

 

версия для печати